Как искусство связано с историей? Именно над этим вопросом размышляет О.Берггольц в тексте, предложенном для анализа.
В ходе своих рассуждений автор рассказывает о встрече со своим старым учителем рисования. Иван Николаевич Потехин показал ей свои работы, на которых старый сказочный Углич. На одном из рисунков было то, что снилось автору долгие годы: “… детство, зима, счастье”. Поэтесса была потрясена тем, как старый художник изобразил на своих рисунках то, чего уже не было наяву. “Как догадался он, что этот скромный рисунок так нужен будет чьему-то сердцу? Радость встречи этой, подаренной искусством, была, вероятно, глубже той, которую ждала я от жизни”… Этот пример показывает, как дороги бывают работы художников, запечатлевших то, чего уже нет, и способных напомнить об этом.
Иван Николаевич зафиксировал в своих рисунках облик Углича до возведения рядом с ним плотины, гидростанции, шлюза. ”О потомках, о будущем думал он, о наследниках, которые придут сюда принять своё наследство и пожелают увидеть, а что же тут было много-много лет назад, и, увидев, по достоинству оценят бурное наше время, менявшее облик русской земли”. Из слов понятно: художник Потехин думал не только о завтрашнем дне, но и о времени, простирающемся далеко в будущее.
Оба примера, дополняя друг друга, убеждают нас в том, что искусство тесно связано с историей как одного человека, так и города в целом.
Автор подводит читателя к выводу: произведения искусства, созданные художниками, позволяют читателю увидеть мир таким, каким он был много лет назад, дают возможность вернуться в прошлое.
И это действительно так. Достаточно посмотреть на полотна Репина, Сурикова, Верещагина, чтобы представить, каким был Иван Грозный, как Ермак покорял Сибирь, какой ценой досталась победа генералу Скобелеву в русско-турецком конфликте на Балканах.
Итак ответ на вопрос, как искусство связано с историей, напрашивается сам собой: теснейшим образом. Чем достовернее художник отобразил на своём полотне историческое событие, тем яснее мы его себе представляем и тем сильнее наше желание узнать о нём из других источников информации: документов, книг, фильмов.