По тексту В.Астафьева из сборника Н.Сениной “ЕГЭ-2022. Тренировочный тренинг”
Почему люди порой неуважительно относятся к искусству? Именно над этим вопросом размышляет В.П.Астафьев в тексте, предложенном для анализа.
Отвечая на поднятый вопрос, автор рассказывает историю о том, как он однажды в детдоме выдернул вилку репродуктора, из которого неслось пение Надежды Обуховой. Прошли годы, и как-то, будучи на отдыхе в Ессентуках, рассказчик оказался на бесплатном концерте симфонического оркестра. Вот тут-то он и увидел, что такое неуважительное отношение к творческому труду: “… уже с середины первого отделения концерта слушатели, набившиеся в зал на музыкальное мероприятие только потому, что оно бесплатное, начали покидать зал. Да кабы просто так они его покидали, молча, осторожно — нет, с возмущением”. Этот пример свидетельствует о том, что люди не всегда готовы слушать классику.
В ходе дальнейших рассуждений автор отмечает: “Я сидел, ужавшись в себя, слушал, как надрываются музыканты, чтоб заглушить шум и ругань в зале, и мне хотелось за всех за нас попросить прощения”. Этот фрагмент иллюстрирует, с одной стороны, полное равнодушие отдыхающих к музыке и оркестрантам, с другой — верность музыкантов своему делу .
Оба примера, дополняя друг друга, дают ясно понять, что неуважительное отношение к искусству есть признак невоспитанности и ограниченности.
Позиция автора выражена совершенно чётко: “Меня бьёт по морде матершина в тот момент, когда музыканты изо всех сил, возможностей… пытаются передать страдания”.
Таким образом, человек должен прежде всего обладать человеколюбием. Если в нём этого нет, то что он поймёт в музыке? Неуважительно относящийся к искусству, на мой взгляд, заслуживает жалости, ведь он лишён возможности видеть и слышать прекрасное.