Что такое сострадание? На этот вопрос ответит всякий. Сочувствие, жалость, вызываемые страданием, несчастьем другого человека. У В.Астафьева, чей текст предложен для анализа, свой ответ на этот простой, но в то же время сложный вопрос.
Во время войны довелось рассказчику попасть в дом простой деревенской женщины.
На постой у неё почему-то никто не остановился, хотя остальные избы были переполнены. Оказалось, сын хозяйки пустого дома стал предателем и был убит своими же односельчанами. За это звали её фашистихой. Понимал герой рассказа, что лучше ему было уйти из этого дома, но он решил остаться. Зачем? Почему? “Этого я не смог бы объяснить. Я был молод и умел только чувствовать, но не объяснять”. Да тут без всяких объяснений понятно: перед нами по-настоящему добрый, умеющий сострадать человек. Легко пожалеть попавшего в беду, а ты попробуй понять и пожалеть мать предателя.
Рассказчик вспомнил и свою мать, получившую уже три похоронки. Именно к ней он мысленно обращался за помощью и поддержкой в трудную минуту. Именно её образ помог в утешении несчастной женщины: “И затяжная непогодь проходит … У вас тоже всё пройдёт. Ваша-то вина какая?” Эти слова тронули сердце хозяйки и провожала она своего постояльца с “большой и доброй печалью” во взгляде.
Оба примера, дополняя друг друга, рисуют образ юного, но милосердного солдата, понимающего и жестокость односельчан героини, и её личное горе.
Позиция автора выражена словами, сказанными солдатом при прощании: “Ничего, мать, всё перемелется… Отойдут наши люди сердцем и простят тех, кто прощения заслуживает…”
Вслед за В.Астафьевым остаётся надеяться на это. Действительно, война сделала людей жёсткими и жестокими. Разруха, потеря близких, кровь и слёзы не добавляют доброты. И только самые сильные духом и чистые сердцем могли в это страшное время сохранять способность к сочувствию и состраданию.
Умение пожалеть человека, разделить с ним его печаль есть показатель нравственной зрелости. А рождается это умение из библейской заповеди: “Возлюби ближнего, как самого себя”.