Какое воздействие оказывает война на людей? На этот вопрос честно и эмоционально отвечает Ю.Бондарев в тексте, предложенном для анализа.
В начале рассказа автор рисует портрет девушки, оказавшейся на фронте: “Никогда не забуду тонкое лицо радистки Верочки, склонённое над рацией … засыпая, я с мучительным наслаждением видел какое-то белое сияние вокруг её коротко подстриженных, по-детски золотистых волос”… Прекрасное, почти ангельское лицо. Им только любоваться. Однако последующие события разрушают образ красивой радистки.
На рассвете вернулись в блиндаж разведчики, а с ними три пленных немца. В одного из них Верочка выстрелила из трофейного “вальтера” и смертельно ранила. Наверно, ей было нелегко решиться на такой шаг, поэтому после выстрела с ней случилась истерика. Однако её никто не понял, никто не пожалел. “До этой ночи мы все были влюблены в неё. Тоненькая, синеглазая, она предстала в тот миг перед нами совсем в другом облике, беспощадно разрушающем прежнее — что-то загадочное в ней”. Разочарование автора понятно: внешне симпатичная девушка оказалась просто жестоким солдатом, способным убить безоружного и беззащитного человека.
Оба примера, противопоставленные друг другу, свидетельствуют о том, что война коверкает не только жизнь людей, но и их души.
Позиция автора выражена однозначно: Верочка сделала то, что “не дано природой женщине”.
И это действительно так. Женщина, дающая жизнь, не должна отбирать её. Тем более у врага, уже не представляющего опасности. И на войне надо оставаться человеком.
Таким образом, напрашивается вывод: война уродует многих, заставляя их следовать только инстинктам, главный из которых — самосохранение. И тогда вполне симпатичный, даже красивый человек превращается в страшного зверя. Его нельзя оправдать и полюбить — можно только презирать и бояться.