Какие жизненные уроки преподносит человеку война? Над этим вопросом размышляет В.Калинин в тексте, предложенном для анализа.
В ходе своих рассуждений автор рассказывает историю о том, как сторож виноградного сада, наблюдая за одинокой женщиной, пришедшей на кладбище, увидел, что у неё с собой “не густо харчишек”. Срезал с виноградного куста две большие грозди и угостил женщину. Старик многое повидал в своей жизни. “На войне был и через фашистский плен прошёл и с тех пор усвоил своё твёрдое правило — непременно делиться с людьми тем, чем только мог поделиться”. Данный пример иллюстрирует мысль: военные времена очень тяжёлые, но они дают человеку много ценных уроков, один из которых — умение быть милосердным.
Далее В.Калинин повествует о том, как женщина спустя пятнадцать лет нашла могилы своих сыновей. И старик, наблюдая за ней, увидел одинокую женщину , обессиленную жизнью. И слёзы потекли из его глаз. “… человек повидал за свою жизнь немало — и ни разу не заплакал… Он ушёл за ствол вербы, чтобы никто нечаянно не стал свидетелем, как он плачет”. Этот пример свидетельствует о том, что война учит не только мужеству и стойкости, но и умению сопереживать.
Оба примера, дополняя друг друга, дают ясно понять, что военные времена не только закаляют человека, но и делают его добрее.
Позиция автора выражена совершенно чётко: война учит людей великодушию. Пройдя сквозь военный ад, человек особенно остро переживает боль другого, понимает, как ему помочь.
С мнением автора нельзя не согласиться. Герой его рассказа — простой сторож. Но сколько в нём доброты! Он помогает, чем может, совершенно чужой женщине. На бесчеловечной войне старик научился человечности.
Таким образом, война не только разрушает жизнь и характер людей, но и закаляет, укрепляет их. Сильного она делает ещё сильнее, доброго — ещё добрее.