Заслуживают ли преступники милосердия? Именно над этим вопросом размышляет А.Грин в тексте, предложенном для анализа.
В ходе рассуждений автор рассказывает о своём юношеском увлечении морем, о мечтах о кругосветном путешествии. Но скоро его романтические представления о морской жизни поменялись. Это случилось после ссоры двух матросов, закончившейся поножовщиной. Один ударил другого ножом в спину, но опасной раны не нанёс.
Сам пострадавший рассказывал о случившемся без обиды и гнева. Доктор уговаривал его простить злоумышленника, взывая к состраданию, ведь у того жена и маленькие дети. Если судить по закону, то виновного ждут каторжные работы. А если проявить милосердие, то дело просто можно оставить без рассмотрения. Потерпевший сомневался в своём решении, но всё же дал ответ.
“Раненый помолчал. Видимо, он боролся с желанием простить и с каким-то ядовитым воспоминанием. Он вздохнул, поморщился. Взглянул доктору в глаза и нехотя, сдавленно произнёс: “Пусть… уж… по закону”. Не хватило милосердия раненому матросу простить обидчика, хотя он знал от доктора, что тот искренне раскаивается в случившемся. И наигравшись в карты, спокойно обрекает недруга на каторгу.
Далее А.Грин пишет о том, что у него рухнула вера в рыцарские поступки моряков: “Мне показалось, что у меня что-то отняли”. Автор понял, что матросы — самые обычные люди и в их жизни не так уж много прекрасного и удивительного.
Оба примера, противопоставленные друг другу, приводят нас к выводу: мир людей не так красив и беззаботен, как нам часто кажется. А порой он просто беспощаден. Даже искреннее раскаяние в проступке не всегда вызывает сочувствие и прощение.
Позиция автора выражена однозначно: милосердие порой должно быть выше закона.
Я согласен с этим. Конечно, закон есть закон. Никто не вправе его нарушать. Но бывают в жизни такие ситуации, что и невиновный становится виновным. И как здесь поступить: по совести или по закону? По-моему, лучше всех на этот вопрос ответил святой Лука Акино: “Правосудие без милосердия — это жестокость”.