Взаимосвязь ответственности и свободы по роману М.Булгакова “Мастер и Маргарита

Взаимосвязь ответственности и свободы по роману М.Булгакова “Мастер и Маргарита

В рубрику “Готовясь к итоговому сочинению

(Здесь же можно найти аргументы к следующим темам сочинений: “Добро и зло”, “Выбор жизненного пути”, “Кто из литературных героев является воплощением великодушия и милосердия? Образ Иешуа”) 

Взаимосвязь ответственности и свободы — вечная тема. И каждый её трактует по-своему. Одни утверждают: человек свободен всегда и во всём, но при этом за всё несёт ответственность прежде всего перед своей совестью. Другие доказывают, что абсолютной свободы нет и быть не может. Любая свобода ограничена ответственностью. Третьи говорят, что человек свободен в одном: в выборе жизненного пути и принципов. Что выберет, то его. Но и ответственность за этот выбор лежит только на нём.

Именно об ответственности каждого из живущих за свои слова и поступки пишет в своём гениальном романе “Мастер и Маргарита” М.Булгаков. И одновременно с этой проблемой поднимает другую: насколько каждый из героев произведения свободен или, напротив, несвободен в своих действиях, в своём выборе жизненного пути.

Этот выбор — нелёгкий экзамен, сдать который автор заставляет каждого своего героя. При этом каждый свободен в своём выборе. Одни делают его после долгих и мучительных раздумий. Другие не думают над ним ни секунды. 

Идти по пути добра — это удел сильных. Встать на сторону зла — участь слабых. К такому выводу приводит нас М.Булгаков, описывая судьбу каждого героя. И в первую  Мастера и Понтия Пилата. Оба выбирают то, что далеко от добра. И оба приносят страдания не только себе, но и окружающим их людям. Понтий Пилат отправляет на казнь Иешуа. И это его сознательный выбор. Однако его он сделал после долгих сомнений. Что вернее: выполнить долг или поступить по совести, которая говорила, что Иешуа “истину глаголет”? Пилат выбрал долг, чтобы не лишиться власти и богатства. И за этот выбор он ответил перед высшими силами, которые обрекли его на вечные муки: он должен жить с клеймом предателя.

Мастер в силу своих человеческих слабостей не может встать на путь добра. Не сумев пережить провал романа о Пилате, он впадает в отчаяние и сжигает рукопись. Притворившись сумасшедшим, добровольно приходит в психиатрическую клинику. Почему Мастер так поступает? Почему отрекается не только от романа, но и от Маргариты да и вообще от жизни? Потому что искренне полагает, что это лучший способ решения всех проблем. О возлюбленной он, конечно, думал и не сомневался: для неё его выбор тоже самый правильный. 

Однако он ошибался: для Маргариты путь смирения с неудачами неприемлем. Она сознательно становится на сторону зла, став ведьмой. В конечном итоге этот её выбор — выбор любви, потому что она спасает Мастера, который “не заслужил света, но заслужил покой”. За свой выбор Маргарита готова ответить перед всеми: и перед людьми, и перед светлыми, и перед тёмными силами.

И только один герой романа без всяких “но” выбирает путь добра. Более того, Иешуа — сам воплощение великодушия и милосердия. Его главная задача и ответственность перед людьми и Богом — донести до живущих истину, данную ему свыше. Он должен всем объяснить, что главное в этой жизни — делать добрые дела. И тогда наступит время, когда человек перейдёт в царство истины и справедливости, где вообще никакая власть не нужна. 

Один из самых важных эпизодов в романе — допрос Иешуа, в ходе которого Пилат предложил ему жизнью ответить за правдивость своих слов, упомянув при этом, что жизнь Иешуа висит на волоске и что он в любой момент этот волосок может перерезать. На это Иешуа ответил: “В этом ты ошибаешься. Согласись, что перерезать волосок может лишь тот, кто подвесил?” То есть Иешуа утверждает, что жизнь человека — это не только физическая оболочка, но и духовная составляющая, включающая в себя убеждения, взгляды, идеи, принципы, которые человек сам у себя сформировал, сам себя “подвесил”. И только он сам может перерезать волосок, отказавшись от своих принципов. Иешуа даже перед лицом смерти не отрёкся ни от одного своего слова. 

Тему ответственности за свой выбор жизненных ориентиров М.Булгаков развил и в тех главах, где описывается “московский” мир. Сатана со свитой прибыли в город, где живут обыкновенные люди. Ничто не изменилось с приходом новой власти. Люди по-прежнему жадны на деньги и вещи, что показало представление в варьете. И наказание не заставило себя долго ждать: червонцы превратились в наклейки, а одежда просто исчезла. 

Даже Воланд разочарован таким поведением москвичей. Это разочарование ещё больше усиливается в финале романа, когда окончательно становится ясно: ничего не изменилось в жизни Москвы, несмотря на визит Воланда и роман Мастера. Правда, Воландом наказаны выжига и плут Никанор Иванович Босой, хапуга Поплавский, подлец Латунский… А сколько ещё осталось ненаказанными?

Всё, что написано в “московских главах”, волей-неволей перекликается с “ершалаимскими”. Герои и времена, описанные в них, как будто разные, а суть одна. Вражда, недоверие к инакомыслящим, зависть царствуют в мире, который окружает Мастера, и в мире, где живёт Иешуа. Никто не задумывается об ответственности за свои поступки. Доносы, предательство считаются почти нормой. Предали Мастера, предали и Иешуа. Иуда, продавший носителя истины за тридцать монет, не терзается раскаянием, а спокойно идёт на свидание. Правда, наказание настигает его: он убит по приказу Пилата, желающего хоть как-то искупить свою вину за смерть Иешуа. 

Итак, во все времена люди остаются “обыкновенными”. Со своими достоинствами и недостатками, радостями и печалями, любовью и ненавистью. Но всегда главным для любого человека остаётся чувство ответственности за свои дела. И каждый будет награждён или наказан именно за них.  

Оцените статью
Поделиться:
Добавить комментарий