Учитесь писать сочинения!

Еще один учебный год позади. Написаны все контрольные диктанты. Решены итоговые тесты. Сдан ЕГЭ. Остается одно: ждать, что все выпускники поступят именно в те вузы, о которых мечтают. Удачи им!

Старшеклассникам же хочу сказать: учитесь писать сочинения. Без этого высокий балл на ЕГЭ не получить. Я со своими учениками занимаюсь по сборнику Н.А.Сениной «Русский язык. Подготовка к ЕГЭ — 2012». Вот некоторые из творческих работ, написанные по текстам из этого сборника.

Диана, 11 класс. Вариант 17. Замуж за богатого.

Для многих девушек главной целью в жизни является удачное замужество. Это естественно: хороший муж — жене опора и поддержка. Только представления о счастливом замужестве у всех барышень разные. Одни за счастье почитают брак по любви, другие — по расчету.

Именно проблему замужества «за богатого» затрагивает в своем тексте Л.А.Жуховицкий, считающий, что многие девушки мечтают о шикарной жизни, как в кино. Зарабатывать же на нее они не планируют, надеясь на богатого мужа, которого мечтают встретить. Только они, эти мечтательницы, забывают о том, что ничего просто так не дается. Даже если повезет «выйти замуж за богатого», шансы на счастливую жизнь ничтожно малы. А несчастливое соседство с денежным мешком может просто очень быстро надоесть. И что же тогда делать? Надеяться на себя, советует автор.

С этим нельзя не согласиться. Действительно, в наши дни только и слышишь разговоры о том, как удачно выйти замуж. Об этом говорят с экранов телевизора, об этом пишут газеты и журналы, об этом можно прочитать в Интернете. И ни слова о любви… Как будто и нет уже этого чувства.

Однако не будем ханжами. Согласимся, что состоятельный жених — совсем не плохой вариант. Но без чувств замужество для некоторых в принципе невозможно. Ведь что такое наряды, дворцы, машины? Просто вещи. Они могут пропасть, исчезнуть, выйти из моды — вмиг превратиться в прах. И только чувства людей, их образованность, воспитание помогут снова нажить состояние. Как это случилось с героиней сериала «Возвращение в Эдем». Потеряв все и разочаровавшись во всех, Стэфани смогла вернуть себе не только фирму, которой ее пытался лишить бывший возлюбленный, но и приумножить свое богатство. А главное — стать счастливой женщиной.

Из литературных персонажей вспоминается Татьяна Ларина. Да, она «отдана» богатому человеку. Но счастлива ли при этом?

Богатство, оно приятно. Но оно не гарантия счастья. А потому еще раз вспомним совет Л. Жуховицкого, данный юным особам: «Не рассчитывайте на олигархов, не надейтесь на иностранцев. Надейтесь на себя!»

Диана, 11 класс.
Вариант 2. Кто в доме хозяин?

С давних пор заведено, что женщина в семье — хозяйка и хранительница домашнего очага. На ней лежат быт и забота о детях. А мужчина — добытчик и глава семьи. Но сложилось так, что сегодня все меньше и меньше ценится женская работа по дому. Она воспринимается как должное, присущее женщине с рождения. И говорить вроде бы не о чем.

Но именно о проблеме справедливого распределения домашних обязанностей в семье решил поразмышлять Д.Беличенко в тексте, предложенном для анализа. Проблема, прямо скажем, не нова: она важна с тех пор, как появились на Земле первый человек, первая семья. Автор пишет, что все должно делиться между супругами поровну: и заботы о детях, и хлопоты по хозяйству, «и хорошее, и плохое, и счастливое, и несчастливое, и трудности, и радости».

С мнением автора не поспоришь. Но почему же тогда так немногие из мужчин ценят женский труд и только единицы считают нужным помогать жене в работе по дому? По-моему, ответ очевиден: мужчины просто не понимают всей сложности и трудности этой работы. Вроде ерунда — убирать, готовить, стирать, гладить каждый день. А ведь это — нелегкий труд, отнимающий у женщины много сил и времени. Как справедливо замечает Д.Беличенко, «женщина так же устает, только ее не сменят: некому». И еще… Многие мужья не помогают своим женам по дому из-за глупого принципа: не мужское это дело — тряпкой махать да у плиты стоять. Невольно вспоминается герой фильма «Одиноким предоставляется общежитие» в прекрасном исполнении Ф.Мкрчяна, который возвращает свою молодую жену свахе по единственной причине: супруга, кроме яичницы, ничего готовить не умела. Так и хочется спросить у гурмана: «А сами что-нибудь сварить не пробовали?»

Когда муж — только потребитель бытовых услуг, то, как правило, без скандалов в семье не обходится. Как сказал великий В.Маяковский, любовная лодка очень быстро может разбиться о быт. Чтобы этого не случилось, гребцы должны не только плыть в одном направлении, но и грести с одинаковой силой.

Диана, 11 класс. Вариант 11.

Что такое осень?
«Унылая пора! Очей очарованье!» — так писал об осени великий А.С.Пушкин. Но не только поэты посвящали свои стихи этому времени года. На картинах многих русских художников — осенние пейзажи. Что же их так привлекало в ней, в поре, когда «земля надевает самые дорогие наряды»?

На этот вопрос нам отвечает В.Песков. В своем тексте он затрагивает проблему привязанности художников к теме осени. И пишет, что они так любят изображать стога на осенних полях, потому что в них заложен труд, обеспечивающий благополучное будущее людей. И это действительно так. Осень всегда ассоциировалась у людей с увяданием природы и с грустью. Однако автор отмечает, что «это светлая грусть, без которой невозможна большая любовь». И правда, если выкроить хотя бы часок и погулять в осеннем лесу, то почувствуешь, как мысли приходят в порядок, легче становится на душе, а многочисленные проблемы уже не кажутся неразрешимыми., Именно в такие моменты открывается вся прелесть осенней природы. Люди искусства, особенно художники, — натуры, тонко чувствующие и понимающие красоту. Наверное, поэтому они так были покорены осенними пейзажами. И, как пишет автор, осенью все лучше видят «и глазом, и сердцем». Невольно вспоминается стихотворение Ф.Тютчева «Есть в осени первоначальной»… В нем поэт пишет о том, что в ненастной поре есть свое очарование, а отдыхающее поле является символом человеческого труда.

Иллюстрацией же к поэтическим строкам Ф.Тютчева может служить гениальное полотно И.Левитана «Золотая осень». Нет слов, чтобы описать свой восторг перед шедевром пейзажной живописи. Да и не нужны слова! Достаточно смотреть и восхищаться…

Диана, 11 класс. Вариант 26.

Мужество и грубость — вещи «несовместные».
Бытует мнение, что мужество не может соседствовать с хорошим воспитанием и учтивыми манерами. То есть настоящему мужчине не пристало соблюдать правила приличия и этикета, а лучше обращаться со всеми по-панибратски. Но есть ли в этом хоть капля мужественности? И как это по-настоящему называется?

Над этими вопросами размышляет С.Львов в тексте, предложенном для анализа. Он заставляет и нас, читателей, подумать о совместимости в одном человеке мужественности и грубости. Автор пишет, что хорошее воспитание и образование никак не противоречат «проявлению мужества», а грубость и хамство не являются ее признаками. И это, на мой взгляд, абсолютно верная точка зрения.

Действительно, если поразмышлять о мужестве, то можно прийти к выводу, что оно проявляется в поступках человека, а также зависит от уровня его нравственности. Если же оценивать людей только по внешним признакам, то можно сильно ошибиться. «Не суди о книге по обложке, а о человеке по одежке,» — гласит народная мудрость.

Как же сочетаются между собой мужественность и грубость? И возможно ли это сочетание? Человек так сложно устроен, что в нем достаточно всего. Другое дело, чего в нем больше. Такой герой, как Собакевич, без всяких сомнений, относится к разряду хамов. А вот в Чичикове присутствует все: и внешняя учтивость, и острый ум, и модный наряд. Однако это не делает его достойным человеком.

Другой герой — Егор Прокудин — из кинофильма В.Шукшина «Калина красная» являет собой, на мой взгляд, пример человека мужественного, хоть порой и грубоватого. Таким был и сам Василий Макарович, и таковы персонажи его рассказов. «Чудики» — люди разные, каждый из них со своим характером, со своей судьбой, но всех их роднит внутренняя ранимость и порядочность. Внешней красотой и безупречным поведением мало кто из них отличается.

К какому выводу пришла я, дочитав рассказ С.Львова и поразмышляв над ним? Быть мужественным человеком — это не значит быть грубым. Быть мужественным — это значит быть разумным. Будь герой рассказанной истории таким, не случилось бы с ним беды.




Диана, 11 класс. Вариант 21.
Нужны Мастера!
Оглядываясь в прошлое, можно увидеть, сколько талантливых деятелей культуры жило и творило в нашей стране. Ломоносов, Пушкин, Васнецов, Левитан — это только несколько имен. К сожалению, нынешнее время таких титанов не рождает. Более того, искусство все больше приобретает коммерческий характер и все ниже опускается по профессиональному уровню. Именно об этом, об обеднении культуры, пишет Л.Мозгов в своем тексте.

По мнению автора, различные «фабрики звезд», которых стало невероятно много, не могут воспитать настоящие таланты. Ведь профессионализм взращивается годами долгого и упорного труда. А эти «фабрики — заводы» берутся за короткий срок сделать из обычного, пусть даже имеющего некоторые способности, человека звезду. Разве такое возможно? Автор на этот вопрос отвечает честно: «…за полгода неокрепших молодых людей, даже подающих надежды, можно только вымуштровать, обучить немногим актерским штампам, годным на потребу невзыскательной толпе». Лучше не скажешь.

Однако и желание многих начинающих певцов стать звездами можно понять, ведь стремление к успеху и славе естественно. Просто надо понимать: без таланта и желания трудиться, имея лишь амбиции, засиять на небосклоне искусства почти невозможно. Только если ты — сын или дочь миллионера… Тогда деньги папы позволят найти хорошего продюсера (даже, скорее, он сам тебя найдет!), станешь петь под фонограмму примитивные песенки про «муси-пуси». Но к настоящей культуре это не будет иметь никакого отношения!

Вслед за автором хочется крикнуть: «А нам нужны Мастера!» Такие, как булгаковский Мастер, создавший настоящий шедевр и наполнивший его размышлениями о Вечном, заставивший читателя думать. Хотя реквием по культуре петь рано. Пусть и немногочисленные, но истинные таланты все же пробиваются сквозь асфальт бездарности. Такие имена, как Людмила Улицкая, Захар Прилепин, Виктор Пелевин, Михаил Елизаров сегодня у всех читающих на слуху. И что отрадно, каждый из перечисленных авторов пишет хорошим русским языком.

В писательстве под фонограмму не сработаешь — здесь все живьем и без фальши. Через ум. Через сердце. Через душу.

Диана, 11 класс. Вариант 4.
О красоте.
Безусловно, красота является «страшной силой» и великим достоинством. Однако, помимо внешней прелести, существует и другая, порой скрытая от посторонних глаз, привлекательность — богатый духовный мир человека. Размышляя об истинной красоте, невольно задаешься вопросом: в чем же она заключается? Ответ Л.Петрановской прост и однозначен: подлинная красота заключена в делах и поступках. Внешняя привлекательность быстро проходит, если не подкрепляется внутренними достоинствами. Более того, с годами человек приобретает то лицо, которое заслуживает. И косметические процедуры тут вряд ли помогут.
Это, на мой взгляд, верно. Несмотря на то что по ходу истории одни эталоны красоты сменялись другими, душевные качества веками оставались в цене. Такие понятия, как честь, благородство, милосердие, никогда не теряли своего значения. И люди, пусть даже и не блещущие красотой лица, но обладающие щедрой душой, всегда были и будут по-настоящему прекрасны. Вне времени и моды. Как Джейн Эйр из одноименного романа Шарлотты Бронте. Маленький рост, непримечательное лицо, скромная одежда не делали ее писаной красавицей. Но доброта, искренность и величайшее благородство помогли ей найти свое счастье в жизни. Прямой противоположностью предыдущей героине является Екатерина Ивановна из рассказа А.П.Чехова «Ионыч». Красивая и талантливая, но избалованная и капризная, она так и не стала по-настоящему счастливой.

Внешняя красота не гарант удачной судьбы. Как осень приходит за летом, так старость приходит за молодостью. И внешняя красота опадает, как отжившая листва. Только цветы доброты, благородства, терпения не знают увядания.

Читайте также:

О необходимости сохранять память о прошлом (по тексту Б. Можаева)
О конфликтах между людьми (по тексту Ф. Кривина)
О роли семьи в воспитании детей (по тексту В. Вересаева)
О любви (по тексту В. Астафьева)
Об отношении к пожилым людям (по тексту В.Осеевой)
Что такое любовь (по тексту Э.Френкеля)
О том, как война меняет человека (по тексту В. Дудинцева)
О пошлости (по тексту Е. Долгиновой)
Об отношении к “особенным” людям (по тексту Л. Улицкой)
Сочинение о душевной чуткости и доброте по тексту Л. Улицкой
О творческом поиске человека искусства (по тексту Ф. Кривина “Художник”)
О материнском бесстрашии (по тексту А.Алексина)
О равнодушии детей к своим родителям (по тексту А. Алексина)
О человечности во время войны (по тексту В.Астафьева)
О роли учителя в жизни человека (по тексту В.Астафьева)
О поведении людей в конфликтной ситуации (по тексту Ф. Кривина)
О материнской любви (по тексту В.Солоухина «Выхухоль»)
Что такое талант? (По тексту М. Пришвина)
О мужестве и стойкости людей во время войны (по тексту А. Крестинского)
Отношение человека к братьям нашим меньшим (по тексту Ю. Яковлева)
О настоящем мужестве (по тексту В. Быкова)
Можно ли понравиться всем без исключения? (По тексту Е. Пермяка)
О смысле жизни ( по тексту Л.Евсеевой)
О важности силы воли (по тексту И. Бунина)
Каким должен быть настоящий учитель? (По тексту Т.Тэсс из сборника Н.Сениной “ЕГЭ-2021)
Образованность и воспитанность (по тексту В.Шукшина “На кладбище”)
О смысле жизни творца (по тексту Е. Пермяка)
О влиянии музыки на жизнь человека (по тексту А. Крестинского)
Об отношениях между людьми (по рассказу В.Шукшина “Чудик”)
О Чести и Подлости (по тексту Н. Ананьченко)
Как пересекаются война и мирное прошлое? (По тексту Д.Гранина)
Сочинение по тексту Ф. Абрамова об отношении к природе (сборник Н.А. Сениной “ЕГЭ - 2019”)
О красоте (по тексту З.Прилепина)
Память о войне (по тексту В. Ланового)
О том, как важно развивать воображение у ребёнка (по тексту Т. Тэсс)
Сочинение о необходимости отражения прошлого в произведениях искусства (по тексту О. Берггольц)
О ценности вещей (по тексту Н. Литвинец)
О роли наставника в жизни ребёнка (по тексту К. Станюковича)
О силе воли человека, об отношении к тяжёлым жизненным обстоятельствам (по тексту У. Мельниковой)
О красоте внутренней и внешней (по тексту И. Бунина “Красавица”)
Закладка Постоянная ссылка.
0 0 голоса
Оценка статьи:
Подписаться
Уведомить о
guest
0 Комментарий
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии