Размышлизмы об ЕГЭ

Не секрет, что самое сложное задание на ЕГЭ по русскому языку – сочинение. Ученики писать его, как правило, не умеют. В лучшем случае знают, как это делать. В худшем – не знают и этого.
Можно ли научить ученика анализу текста? Ведь именно это нужно при написании сочинения-рассуждения. Мой многолетний опыт работы репетитором говорит: стоит сделать попытку. Не факт, что она будет удачной. Если перед вами великовозрастное дитя, прочитавшее в своей жизни лишь одну книгу – “Букварь”, не умеющее не только анализировать – пересказывать прочитанное, тогда ваши усилия напрасны. Лучше напишите ему краткое (подробное) клише, объясните, как им пользоваться. А с учеником, прочитавшим хотя бы программные произведения, работать можно и даже интересно. Из-под его пера может выйти сочинение, которое высшим баллом, может, и не оценят, но за него уже не будет стыдно перед экзаменаторами.
Вот несколько примеров эссе, достойных, на мой взгляд, прочтения.

Александр, 11 класс.

О чести.
Честь – понятие, на мой взгляд, однозначное, подразумевающее наличие искренности и прямоты, добросовестности. Именно об этом “внутреннем нравственном достоинстве человека” пишет Д.Шеваров в своем тексте, приводя в пример Пушкина, заплатившего за “честь и имя” своей жизнью.
Многие считали и считают, что гибель поэта была не только “непоправимой”, но и “бессмысленной”. Так ли это? Автор однозначно отвечает: “Да, смерть непоправимая, но не бессмысленная”. И цитирует строки письма Пушкина графу Репнину: “Как дворянин и отец семейства, я должен блюсти честь и имя, которое оставлю моим детям”. Автор подчеркивает, что это самое главное для любого человека – его честное имя.
Невольно вспоминаю, что именно слова о чести взяты Пушкиным в эпиграф его повести “Капитанская дочка”. “Береги честь смолоду”, – эту заповедь оставил великий поэт не только своим детям, но и нам, его потомкам. А помним ли мы наказ “невольника чести”? Прямо скажем : нет. Сегодня подлость, пошлость, злословие празднуют бал. Слово честь все реже слышишь, а еще реже видишь примеры “незапятнанной чести”. И совершенно нет желающих “за правду да за честь голову снесть”.
Что с нами стало? Почему мы думаем одно, а делаем другое? Почему подлецы и вруны ныне в почете? Ответ, на мой взгляд, прост и очевиден: честь перестала быть главным достоинством.

Анастасия, 11класс

О милосердии.
Милосердие. Такое теплое слово. Оно означает готовность помочь кому-нибудь из сострадания. В нем будто слышишь биение доброго сердца. А вот, насколько мы добры и сострадательны сегодня, – большой вопрос. На него и дает ответ Д.Гранин в тексте, предложенном для анализа.
Рассказывая обычную житейскую историю (неудачное падение на скользкой дороге с тяжелыми последствиями), автор, которому никто даже не попытался помочь, задается вопросом: “Значит, пройти мимо, не ввязываться, не тратить времени, сил… стало чувством привычным?” Но, злясь на равнодушие окружающих, Д.Гранин пишет: “Нечто подобное… и со мной было”. И делает печальный вывод: равнодушие в нашей жизни “пригрелось, незаметно укоренилось”.
И это правда. Технический прогресс, которым мы так гордимся, не сделал нас по-человечески лучше. Разделяя тревогу автора по поводу отсутствия необходимого нам всем взаимопонимания, задаешься вопросом: где же этому научиться? Ответ вроде бы ясен – в семье. Именно родители первыми должны преподать своим чадам уроки доброты. А повзрослев, они уже сами будут (или не будут !) сочувствовать, помогать в беде родным и близким, друзьям и даже незнакомым людям. Многому хорошему могут научить книги, самой доброй из которых я считаю “Уроки французского” В.Распутина.
Замечательные слова есть у Д.С.Лихачева: “Счастья достигает тот , кто стремится сделать счастливыми других и способен хоть на время забыть о своих интересах, о себе”. Они в полной мере относятся к актрисам Чулпан Хаматовой и Дине Корзун, создавшим благотворительный фонд помощи больным детям. Проводя мероприятия под лозунгом “Подари жизнь”, они действительно спасают детские жизни. Это уже не просто милосердие – это подвиг. Кто-то скажет: не у каждого есть громкое имя или большие деньги. С этим не поспоришь. Но у каждого должна быть совесть. Именно она заставляет откликаться на просьбу о помощи.
А в общем-то, все просто: каждый из нас, даже самый сильный и успешный, должен помнить: беда, болезнь и нужда могут постучать в нашу дверь совершенно неожиданно. И тогда придется бежать к людям за помощью, за советом, за деньгами в долг. Только вот не будет ли стыдно за то, что ты сам не всегда бываешь щедр на доброту?

Юлия, 10 класс

Пусть больше не цветут “черные тюльпаны”!
Здесь раньше вставала земля на дыбы,
А нынче гранитные плиты.
Здесь нет ни одной персональной судьбы,
Все судьбы в единую слиты.
——–
В.Высоцкий

Эти строки, посвященные Великой Отечественной войне, будто об Афгане написаны. Война – это всегда страшно. И мы, юные, счастливы уже потому, что не слышим шума боевых орудий, не видим разрушенных сел и городов, не знаем горечь потерь. А вот молодые солдаты, почти мальчишки, спешно переброшенные в Афганистан накануне 1979 года, все это испытали в полной мере.
Почти десять лет войны на чужой территории. Почти пятнадцать тысяч погибших. За что? Сто тысяч – потери афганского населения. Оправданы ли эти жертвы? До сих пор никто не дал на эти вопросы четкого ответа. Одно понятно: политики решали какие-то свои ребусы.
А в это время “черные тюльпаны” ( так называли самолеты специального назначения) несли на родину страшный груз – “груз 200”. Получившие его матери и отцы вмиг становились седыми. На глазах старели невесты и жены погибших. Однажды такой груз получила мама моего соседа Леши Леонтьева. Горе ее было безмерно, ведь она потеряла единственного сына. Алеша был обыкновенным парнем: тихим, скромным, работящим. Его друг, оставшийся в живых, часто навещал осиротевшую мать и рассказывал ей о сыне словами Высоцкого:

Он молчал невпопад и не в такт подпевал,
Он всегда говорил про другое,
Он мне спать не давал, он с рассветом вставал,
А вчера не вернулся из боя.

Давно нет рядового Леонтьева в живых. И мама его умерла. Осталась только табличка около окон их квартиры (жили они на первом этаже). Кусочек мрамора. Сухие слова: родился… погиб… И только тот, кто чуток душой и добр сердцем, поймет, что за этими словами – оборванная жизнь, несостоявшееся счастье…
Пусть никогда нигде не будет войн! Пусть политики научатся наконец-то договариваться, а не метать друг в друга бомбы! Пусть не расцветут больше “черные тюльпаны”!

 

Александр, 11 класс.

Нет лучшего места на свете…

Рано или поздно каждый из нас задается вопросом: “С чего начинается Родина?” И у каждого на него свой ответ. Есть он и у меня. Короткий и простой: моя родина – это мой город. Если спросите, что в нем особенного, отвечу: ни-че-го. Городок как городок. Как все небольшие города, населен добрыми людьми. Неширокие улицы, узкие дороги, тихие улочки – более чем скромная картина. Но для меня все равно лучшего места на свете нет. Где бы я ни был, куда бы ни уехал, уже через несколько дней меня тянет обратно. Даже на море, где столько прелестей, не могу долго быть. Под плеск Черного моря я вспоминаю наш Ик. Под жаркими лучами южного солнца мечтаю об уральской прохладе.
Особенно меня утомляет суета больших городов. Все куда-то бегут, торопятся. И, как кто-то сказал, такое впечатление, что они живут последний день на этом свете… Конечно, жизнь в большом городе – это большое испытание, но и большие возможности. Но, соглашаясь с этим, как не вспомнить великую мудрость: “Для человека мыслящего нет захолустья”?
— …Я не знаю, как сложится дальше моя жизнь. Может, я уеду учиться в другой город. Вполне возможно, что останусь там работать после учебы. Но, как бы ни было, я всегда буду помнить тот двор, где играл с ребятами в футбол, школу, где учился у хороших преподавателей, улицы, по которым в редкие минуты отдыха гулял один или с друзьями. Мой город – это мое детство, мое отрочество. Он, сам того не ведая, многому меня научил. Не суетиться. Быть спокойным
даже в самой сложной ситуации. Верить в то, что хороших людей больше, чем плохих. Спасибо тебе, мой город, за науку! Будь и дальше таким же чистым и добрым. Цвети!

Читайте также:

О связи искусства с историей (по тексту О. Берггольц)
О важности силы воли (по тексту И. Бунина)
Каким должен быть настоящий врач? (По тексту А.П.Чехова)
Об отношении человека к домашним питомцам (по тексту Л.Куклина)
Как пересекаются война и мирное прошлое? (По тексту Д.Гранина)
О силе воли человека, об отношении к тяжёлым жизненным обстоятельствам (по тексту У. Мельниковой)
Об отношении к пожилым людям (по тексту В.Осеевой «Бабка»)
О материнском бесстрашии (по тексту А.Алексина)
О ценности вещей (по тексту Н. Литвинец)
Что такое талант? (По тексту М. Пришвина)
О красоте (по тексту З.Прилепина)
О поведении людей в конфликтной ситуации (по тексту Ф. Кривина)
О влиянии музыки на жизнь человека (по тексту А. Крестинского)
О равнодушии детей к своим родителям (по тексту А. Алексина)
О выборе профессии (по тексту Е. Гришковца)
Жить открыто или в "футляре"? (по тексту Ф. Кривина)
Сочинение по тексту Ф. Абрамова об отношении к природе (сборник Н.А. Сениной “ЕГЭ - 2019”)
Память о войне (по тексту В. Ланового)
О настоящем мужестве (по тексту В. Быкова)
Отношение человека к братьям нашим меньшим (по тексту Ю. Яковлева)
О творческом поиске человека искусства (по тексту Ф. Кривина “Художник”)
О пошлости (по тексту Е. Долгиновой)
Об отношении к “особенным” людям (по тексту Л. Улицкой)
Сочинение о душевной чуткости и доброте по тексту Л. Улицкой
Об истинных жизненных ценностях (по тексту С. Воронина)
О любви (по тексту В. Астафьева)
О ценности вещей (по тексту Н. Литвинец)
Образованность и воспитанность (по тексту В.Шукшина “На кладбище”)
Об отношениях между людьми (по рассказу В.Шукшина “Чудик”)
О материнской любви (по тексту В.Солоухина «Выхухоль»)
Природа и человек (по тексту Б.Васильева) 
О смысле жизни ( по тексту Л.Евсеевой)
О конфликтах между людьми (по тексту Ф. Кривина)
О роли учителя в жизни человека (по тексту В.Астафьева)
О роли наставника в жизни ребёнка (по тексту К. Станюковича)
Ответственность за настоящее и будущее своей Родины (по тексту А.Толстого)
О Чести и Подлости (по тексту Н. Ананьченко)
О том, как война меняет человека (по тексту В. Дудинцева)
О роли семьи в воспитании детей (по тексту В. Вересаева)
Сочинение по тексту В. П. Астафьева о покинутых жилищах (сборник И. Цыбулько “ЕГЭ - 2019")
Закладка Постоянная ссылка.
0 0 голоса
Оценка статьи:
Подписаться
Уведомить о
guest
0 Комментарий
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии