Как проявляется человечность во время войны? Именно над этим вопросом размышляет В.Астафьев в тексте, предложенном для анализа.
В ходе своих рассуждений автор рассказывает о случае, произошедшем на хуторе, где рядом с подожжённым сараем сидели и грелись пленные немцы. Вдруг из оврага, находившегося рядом, вышел солдат в маскхалате. Он, заметив немцев, пустил очередь из автомата в их сторону. Один из русских, который был рядом, бросился к ним. “Ложись! — Борис упал на пленных, сгребая их под себя, вдавливая в снег”. Этот пример показывает, что истинная человечность состоит в том, чтобы защитить того, кто сам себя защитить не может.
А меж тем в полуразрушенном доме неподалёку была перевязочная, куда сходились и сползались все раненые. Здешний врач оказывал всем помощь, “не спрашивая и не глядя — свой или чужой”. И здесь мы видим проявление милосердия и великодушия со стороны доктора, для которого любой пациент — прежде всего человек.
Оба примера, дополняя друг друга, дают ясно понять, что русские солдаты в большинстве своём были людьми милосердными. Они понимали, что пленные тоже заслуживают сочувствия: их надо и накормить, и обогреть, и подлечить.
Позиция автора такова: человечность во время войны проявляется в гуманном отношении к пленным.
Трудно с этим не согласиться. Действительно, нельзя безжалостно убивать людей, попавших в плен. Не каждый из них сражался по своей воле — многие просто выполняли приказ, как погибший генерал из повести В.Астафьева “Пастух и пастушка”, откуда взят и анализируемый текст. Командующий фронтом, обходя позиции и увидя тело немецкого генерала, распорядился похоронить его со всеми воинскими почестями. Однако не все с высоким чином были согласны: кое-кто предлагал тело врага скормить псам.
Отсюда вывод: каждый, несмотря на звание,заслуги и потери, на войне должен оставаться человеком. А мстить врагу, убивая пленных и раненых, не способных сопротивляться, есть преступление.