Почему порой человек выдаёт себя за того, кем не является? Это один из вопросов, над которыми размышляет А.П.Чехов в тексте, предложенном для анализа.
В ходе своих рассуждений писатель рассказывает историю об учителе военной гимназии Льве Пустякове, который был приглашён на обед к купцу Спичкину. Чтобы произвести впечатление и на самого купца, и на его дочерей, Пустяков попросил своего друга — поручика Леденцова — одолжить орден. Получив желаемое, учитель подумал: “Как-то и уважения к себе больше чувствуешь! Маленькая штучка, рублей пять, не больше стоит, а какой фурор производит!” Из этих слов становится понятно, что “маленькому человеку” хочется произвести на окружающих большое впечатление. Ради этого он готов на всё, даже на обман.
На этот же обед был приглашён Трамблян, учитель французского языка в той же гимназии. Пустяков, увидя товарища по службе, испугался “осрамиться навеки, обесславиться”. Но позже, поняв, что “и француз сжульничал”, Пустяков расслабился и перестал волноваться. “Оба они грешны одним грехом, и некому, стало быть, доносить и бесславить”. Этим примером автор подтверждает истину: внешние атрибуты не являются показателями истинной сущности человека.
Оба примера, дополняя друг друга, убеждают нас в том, что честолюбие не самая лучшая черта людей. Порой поступки честолюбцев не лишены пошлости и вызывают только смех.
Это и есть позиция автора.
И с ней нельзя не согласиться. Действительно, во все времена были те, кто не понимал разницы между “быть” и “казаться” и прятал своё истинное лицо под всевозможными масками. Однако зачастую маски не в силах скрыть пороки человека: где-нибудь когда-нибудь они могут вылезти наружу.
Лучше всё-таки позаботиться о своём внутреннем содержании: укрепить характер, поставить перед собой благородные цели, сделать всё для их достижения. А на ложное величие не стоит тратить ни силы, ни время, ни средства.